УГОЛОК ПЕРВОКЛАССНИКА

Стихи о школе и об учениках

 

Подборка хороших стихов для детей поэтов о школе, учениках, школьных предметах и о многом другом, что так или иначе связано со школьной жизнью.

 

 

Первый урок (А. Барто)

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,-
Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят иди к доске,-
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Что ждет меня в школе (В.Моруга)

Парта ждет меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждет природа лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждет меня весь первый класс

Перемена (Б. Заходер)

Перемена, перемена! —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну, а тут — опять звонок
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
— Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!

 

31 августа (В. Кодрян)

Волнуются мама, и папа, и я,
Весь вечер волнуется наша семья.
Давно всё готово – и форма, и бант.
И чудо-цветы украшают сервант.
А мама растеряна: «Всё ли в порядке?» –
И снова на форме прогладила складки.
А папа забылся совсем от волненья –
Коту, вместо каши, он бухнул варенья.
Я тоже волнуюсь, и даже дрожу,
За мамой и папой весь вечер хожу:
«Поставьте будильник, чтоб нам не проспать.
На часиков шесть или лучше на пять».
Мне мама сказала: «Наивной не будь –
Я думаю, как бы сегодня заснуть!
Ведь ты завтра в школу пойдёшь в первый раз.
Всё завтра меняется в жизни у нас».

 

В школу (З. Александрова)

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.
Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
-Вы идете в первый раз
в первый класс учиться.
Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе.
Вспоминайте огород,
Речку в дальнем поле…
Мы ведь тоже через год
Будем с вами в школе.
Дачный поезд отошел,
Мимо окон мчится…
-Обещали хорошо,
лучше всех учиться!

 

Праздничное утро (И.Сафонов)

Замирает сердце от волненья,
Чуть блеснет за окнами заря:
Ждут ребята с жадным нетерпеньем
Праздничное утро сентября.
Пусть уже карандаши и книжки
В новенький уложены портфель.
Все равно девчонок и мальчишек
Не загонишь допоздна в постель.
Им не спится, вопреки советам,
И на месте им не усидеть,
Улыбаясь бабушкам и дедам,
Просят часто время посмотреть.
Слишком долго тянутся минуты.
Наступай, желанная пора!
Вижу я: по праздничным маршрутам
Потянулась к школам детвора!
В добрый путь, ребята!
В вечный поиск
Истины, добра и красоты,
Чтобы явью стали в вашей жизни
Самые высокие мечты.

 

Первый школьный день (А. Белова)

Сегодня всем детям не спится,
Волнуются очень они.
Сегодня им в школу учиться
Впервые придётся идти.
Волнуются очень их мамы,
Ведь дети уже первачки.
Идут они в школу с цветами,
Несут за спиной рюкзачки.
Их школа с улыбкой встречает
Весёлым задорным звонком.
Учитель им дверь открывает,
Ведя за собой в школьный дом.
Пусть нужно ещё очень много
Узнать и постичь впереди,
За стенами школьного дома
Так быстро взрослеют они.

 

 

1 сентября (С. Олексяк)

С добрым утром, рыжий кот!
С добрым утром, птицы!
Начался учебный год,
Я иду учиться!

Маму за руку веду
Ей немного страшно.
Вспоминаю на ходу
О делах вчерашних.

Как ходили мы с дружком
За четыре моря,
Как лепили снежный ком,
Радуясь и споря.

И в фуражках набекрень,
Мчась на карусели,
Как мы ждали этот день
Первый день осенний!

 

 

Мама или я? (А. Барто)

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я
Новиков Илья?

Наш букет уже готов.
Кто не спит из-за цветов?
Кто глядит чуть свет:
Не завял букет?

Мама, а не я
Новиков Илья.

Рассказала всем чужим:
Скоро в школу побежим!
Мама, а не я
Новиков Илья.

Перед первым сентябрём
Мама сбилась с ног:
Ну-ка, книжки соберём!..
Что на завтрак мы берём?..
Не проси, сынок!

Непонятно, кто из нас
Поступает в первый класс,
Мама или я
Новиков Илья?!

 

Первый день календаря (С. Маршак)

Первое Сентября!
Первое Сентября!
Первое Сентября Первый день
Календаря,-

Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов
И деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!

Это было в Барнауле,
В Ленинграде
И в Торжке,
В Благовещенске
И в Туле,
На Дону
И на Оке,
И в станице,
И в ауле,
И в далёком кишлаке.

Это было
На морском
Берегу,
Там, где берег
Изгибается
В дугу.
Где ребята
По-грузински
Говорят,
Где на завтрак
Носят
Сладкий виноград.

Это было
На Алтае,
Между гор.
Это было
На Валдае,
У озёр.

Это было
На Днепре,
Среди полей,
Там, где школа
За стволами
Тополей.

Кто успел
Прожить на свете
Восемь лет,
Тех сегодня
До обеда
Дома нет,-
Потому что в этот день
Все девчонки
И мальчишки
Городов и деревень
Взяли сумки,
Взяли книжки,
Взяли завтраки
Под мышки
И помчались в первый раз
В класс!

В школу (А. Барто)

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали,
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что твердит она урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы-реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

 

Слыхали радостную весть? (А. Барто)

Слыхали радостную весть?
Мне скоро будет ровно шесть!
А если человеку шесть,
И у него тетрадки есть,
И ранец есть, и форма есть,
И счетных палочек не счесть,
И он читать старается,
То значит он (вернее, я),
То значит он (вернее, я),
Он в школу собирается!

 

Первого сентября (А. Дешин)

Я проснулся утром рано,
На портфель свой сразу глянул.
В нем тетрадки есть и книжки,
И тетрадь с угольником.
Спать я лег простым мальчишкой,
А проснулся школьником.

 

Первое сентября (Э. Успенский)

Нежарким солнышком согреты,
Леса еще листвой одеты.
У первоклассников букеты.
День хоть и грустный, но веселый,
Грустишь ты: — До свиданья, лето!
И радуешься: — Здравствуй, школа!

 

Первый раз в первый класс (Т. Бокова)

Вот осень на дворе.
Птицы к югу полетели.
Значит, время детворе
Книжки складывать в портфели.
В первый раз заходят в класс
Первоклашки-новосёлы.
Оторвать не могут глаз
От просторной светлой школы.
Все за парты. Вот тетрадь.
Взяли в руки ручки смело
Хватит бегать и играть,
Мы займёмся взрослым делом!
Пусть нас спросят у доски
Всем мы с гордостью ответим:
Мы теперь ученики,
А не маленькие дети!

 

Классное время (А. Усачёв)

Промчалось лето красное,
Весёлое и вольное.
Настало время классное,
Дворовое и школьное.

Немножечко дождливое,
Холодное и стужное,
Но всё-таки счастливое
И очень-очень дружное.

 

 

 

Игры и упражнения для развития внимания.

1.      «Да и нет, не говорите, черный с белым не берите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и говорить «да» и «нет».

2.      Игры-головоломки.

3.      Загадки.

4.      «Найди отличия».

5.      «Найди два одинаковых предмета»

6.      «Будь внимателен».Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде.

7.      «Волшебное слово».Взрослый показывает упражнения, а ребенок их повторяет только в том случае, если взрослый говорит: «Пожалуйста».

8.      «Где что было?». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы; а ребенок указывает, что изменилось.

9.      «Назови, что ты видишь».Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.

10.  «Карлики и великаны».Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимание на его действия. Взрослый говорит: «Карлики» и поднимает руки вверх, ребенок должен присесть.

 

Игры и упражнения для развития мышления.

1.      «Разложи картинки». Ребенку дается серия последовательных картинок. Он должен разложить их по порядку следования событий.

2.      «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

3.      «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению.

Например, стол, стул, кровать, ковер. Лишний ковер, так как это не мебель.

4.      «Творческий подход».Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

5.      «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: тяжелый – легкий, сильный – слабый, твердый – мягкий и др.

6.      «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы.

7.      Загадки.

 

Игры и упражнения для развития памяти.

1.      «Запомни предметы». Перед ребенком выкладывают 10 различных предметов и просят их запомнить. Затем предметы убирают, ребенок должен назвать их.

2.      «Детектив». Ребенок в течение 1 – 2 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убираю; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

3.      «Пирамида».Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их; затем взрослый называет три слова, ребенок повторяет их – и т.д.

4.      «Что ты видел на улице?». Взрослый задает ребенку о  происходящих на улице событиях.

5.      «Что ты ел на обед?» Ребенок должен перечислить все, что ел на обед.

6.      «Следопыт».Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что сейчас ее спрячет в комнате; ребенок должен ее найти.

7.      «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

8.      «Нарисуй такой же». Ребенок рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет; затем лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

9.      «Я положил в мешок».Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

10.  «Короткий рассказ».Взрослый читает короткий рассказ; ребенок должен его повторить.

11.  «Башня».Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур; ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

12.  «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек; ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

Игры и упражнения для развития восприятия.

1.      «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок.

2.      «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, то и найдешь». Ориентация в пространстве по плану-схеме.

3.      «Звезды на небе».Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

4.      «Узнай форму».Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

5.      «Найди отличия».Учить находить отличия у похожих предметов. Например, чем отличаются муха и бабочка.

6.      «Построй по росту».Построить предметы в ряд соответственно их высоте.

7.      «Сложи картинку».Составить из частей целую картинку.

8.      «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать, о каком предмете идет речь.

9.      «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

10.  «Угадай предмет».Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета (или нескольких предметов, наложенных друг на друга), ребенок должен узнать предмет.