Уважаемые родители!

В графике работы учителя-логопеда выделено специальное время для работы с родителями. Вы можете задать интересующие вас вопросы и получить консультацию. Ждём вас каждые понедельник и четверг с 12-50 до 13-15

 

С ув. учитель-логопед детского сада № 1 Наталья Владимировна Ж.

 

Уважаемые родители!

Напоминаем Вам, 19 февраля в детском саду будет проходить конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста  «Россия-Родина моя!» . Ждём Вашего активного участия!

 

 

С ув. учитель-логопед Жучёва Н.В.

Положение Конкурс чтецов.pdf
Adobe Acrobat документ 204.6 KB

12 января 2018 года в детском саду проходил конкурс чтецов

 «Новогодний калейдоскоп».

Объявляется благодарность семьям, подготовившим детей к участию в конкурсе:

Чувашовой Ани

Бушманова Игоря

Степановой Даши

Никитина Васи

Сморчкова Игоря

Масленниковой Саши

Пежимской Лизы

Базинской Раисы

Салтанович Ани

Жмуровой Леры

Хохряковой Вики

Алещуговой Ангелины

Быбиной Сони

Жучёвой Саши

Шеметовой Жени

Бузиковых Киры и Дианы

Жучёва Жени

Мулягина Ильи

Томшиной Полины

Пахомовой Евы

Кармадоновой Насти

Магдеева Артёма

Томшина Эдика

Вершининой Леры

Тарута Степана

Нечаевой Даши

Обязовой Кати

Дуловой Насти

Бычкова Андрея

Кальяновой Полины

Бойко Максима

Рудых Вовы

Рыбникова Влада

Рудых Даши

Машукова Саши

Спасибо за подготовку детей к участию в конкурсе!

 

С ув. учитель-логопед Жучёва Н.В.

Детско-родительский проект.pdf
Adobe Acrobat документ 201.2 KB

Положение о проведении конкурса чтецов «Новогодний калейдоскоп» в ДОУ

Организаторы конкурса: учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Участники конкурса: воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста.

Жюри конкурса: воспитатели и специалисты ДОУ

Цели и задачи конкурса:

1.     Содействие творчески одарённым детям в раскрытии талантов;

2.     Организация досуга детей, вовлечение их в творческую деятельность;

3.     Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;

4.     Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

5.     Развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

Условия проведения конкурса:

Участники представляют на конкурс стихотворение соответственно тематике.

Критерии:

1.     Соответствие произведения тематике конкурса;

2.     Исполнительское мастерство: артистизм, соблюдение средств выразительного чтения для реализации художественного замысла (логическое ударение, темп, интонация).

Сроки проведения конкурса:

Конкурс состоится 12 января 2018г  в музыкальном зале МКДОУ детский сад № 1 «Берёзка»

Подведение итогов и награждение:

 

По решению жюри лучшие исполнители, занявшие первые места, награждаются дипломами. Все участники конкурса награждаются грамотами за участие.

Рекоменд.профилактич.2-4 года1.pdf
Adobe Acrobat документ 295.5 KB
Слова для звукового анализа.pdf
Adobe Acrobat документ 78.4 KB
Массаж карандашами.pdf
Adobe Acrobat документ 185.1 KB
Речевое дыхание.pdf
Adobe Acrobat документ 173.9 KB
Что нужно знать родителям.pdf
Adobe Acrobat документ 314.9 KB

Консультация для родителей на тему : «Порядок зачисления детей в группу компенсирующей направленности для детей с речевыми нарушениями».

Цель: познакомить родителей с порядком зачисления детей в группу для детей с нарушениями речи

           Для того, чтобы ребенка зачислили в логопедическую группу необходимо пройти обследование специалистами ТПМПК(территориальной психолого-медико-педагогической комиссии). По результатам обследования ТПМПК дает направление, на основании которого ребенок зачисляется в специальную группу и посещает фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия с логопедом ДОУ.

Зачем необходимо проходить обследование на ТПМПК

Такого рода диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка. Педагоги стараются предупредить возникновение проблем в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные  результаты.

       Для ребенка дошкольного возраста обследование проводится в игровой форме, в присутствии родителей в течение 30 минут.

        Заключение носит рекомендательный характер. ТПМПК определяет образовательный маршрут, ане диагноз.

     В состав ТПМПК входят: логопед, психолог, психиатр. Необходимо пройти обследование у дополнительных специалистов: невролог, отоларинголог, ортодонт. Зачем необходимо обращаться к данным специалистам? Попробуем разобраться.

- Логопед - обследует все стороны речи ребенка (звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи, связную речь)

- Психолог - обследует эмоционально – волевую сферу ребенка, развитие процессов внимания, мышления, памяти.

- Психиатр - индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом состоянии.

- Невролог – задача данного специалиста заключается в том, чтобы вовремя увидеть, правильно диагностировать неврологическое заболевание (если такое имеется) и назначить грамотно индивидуальное лечение . 

-Ортодонт–определяет состояние прикуса.Врач определит, есть или нет проблемы, объяснит, когда и зачем их нужно решать, даст необходимые рекомендации.

Примерный перечень документов, необходимых для предоставления на ТПМПК:

1.      Паспорт родителей (или удостоверение законного представителя);

2.     Свидетельство о рождении ребенка (оригинал) и копия.

3.     Подробная выписка из истории развития ребенка;

4.     Педагогическое представление (характеристика с образовательного учреждения, заверенная печатью);

5.     Заключение о состоянии органов слуха и зрения (справка из поликлиники от   отоларинголога и окулиста).

6.     Заявление от родителей

 

 

Консультация-практикум для родителей

Тема: «К обучению чтению через игры со звуками»

Возрастная группа: старшая дошкольная (5-6 лет)

Задачи:

1)                Показать родителям необходимость для ребёнка иметь чувственный опыт игр со звуками для успешного овладения грамотой;

2)                Заинтересовать родителей звуковыми играми;

3)                Научить родителей навыкам звукового анализа и синтеза;

4)                Помочь родителям сформировать у детей интерес к языку и его законам.                                                                    

Оборудование: мультимедийный проектор (презентация), шпаргалка для родителей.                                                                                                        Постепенно ведя ребёнка от звуков к буквам, следует выбирать для него наиболее мягкий естественный путь в письменность – через игры со звуками.                                                                                                                  Что такое буква?  Это знак звука. Ознакомление с ним окажется безрезультативным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Более того, начинать обучение грамоте с букв также опасно, как давать в руки ребёнку любой предмет, с которым он ещё не умеет обращаться, поэтому может причинить себе вред. Если дошкольник приходит в первый класс без всякого чувственного опыта игр и упражнений со звуками, то даже знание букв не поможет ему справиться с программой первого класса.                                                                                       Сегодня мы поиграем с вами в звуковые игры, «пропустим их через себя», чтобы легко и радостно играть в них со своими детьми.

Теория о звуках.

™    Буквы мы видим и пишем

™    Звуки мы слышим и произносим

™    Звук на письме обозначается буквой.

™    Звуки:

-гласные                [и], [э], [а], [о], [у], [ы]

(Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».

Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.)

-согласные:       твёрдые                  мягкие

™    Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.

™    Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.

™    Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

™    Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

™    Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

™    Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

™    Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].

™    Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

«Поймай звук»

Вот загадка о снеге:

На всех садится,

никого не боится.

Какой первый звук в слове снег? Да, звук [с]. Сейчас вы будете «ловить в ладоши» этот звук, когда его услышите:

Ø    с, з, ц, с, п, к, а, з, ц, с, ш, з, с

Ø    са, за, жа, со, зы, ща, ис, па, сы

Ø    мак, сыр, мишка, миска, крыша …

 

«Начало, середина, конец»

Произнесите слова: начало, середина, конец в зависимости от того, где в слове слышится звук [с].                                                                                  Слова:  Марс, санки, миска, роса, слово, кусок, кокос.

«Назови, что нарисовано»

Назови, что нарисовано. Определи место звука в слове: начало, середина, конец слов.

«Ушки на макушке»

Я многократно произнесу одно и то же слово, и в тот момент, как я изменю один звук, вам нужно хлопнуть:

Ø    Сыр, сыр, сыр … сор, сыр, сыр;

Ø    Шар, шар, шар … жар, шар, шар;

Ø    Стол, стол … стул, стол, стол, стол;

Ø    Рад, рад, рад, рад … ряд, рад;

Ø    Мак, мак … лак, мак, мак, лак;

Или:

Ø    Мак, рак, сак, вак, сак, лак

Ø    Форота, морота, корота, лорота, ворота

 

«Верни шалунишку»

Вот загадка про морковь:

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи.

Нам зелёный цвет не нужен,

нужен только красный нос.

Какой первый звук в слове морковь? (звук [м])

Пока я шла к вам, из моих слов убежал звук [м].верните его в начало слова: - агазин, - ост, - уха, - арка, - ышка, - ак, - ашина.

         Давайте поиграем в игры, помогающие различать твёрдые и мягкие согласные.

«Помоги Кате»

         Помогите Кате разложить картинки в две корзинки. Картинки, в названии которых первый звук  мягкий – в зелёную корзинку, картинки, в названии которых первый звук звучит твёрдо – в синюю корзинку.

 В зелёную корзинку – белка, перчатки, лимон, гитара, лев.

 В синюю корзинку – помидор, мотоцикл, сапоги, кошка, баклажан, комар.

Игра «Тим и том»

Нарисуйте двух мальчиков. Один, назовём его Тим, - румяный, маленький, весёлый. Другой – Том, - высокий, строгий. Тим любит всё, что начинается на мягкий согласный звук, Том – на твёрдый согласный звук.

Кто любит носить [к’]епку, кто [п ]анамку?

Родители рисуют на Тиме кепку, на Томе панамку.

Аналогично родители рисуют дляТима и Тома скакалку, конфеты, леденцы, рюкзак и сумку, бинокль и карту, консервы и вермишель.

«Цепочка слов»

Назовите по одному слова так, чтобы первый звук слове был таким, как последний звук названного ранее слова.

Cлон – нос – стол …

Игра «Накормим Карлсона»

К нам в гости прилетел Карлсон. Я приготовила плов, пельмени, пудинг, пирог, печенье, пряники, пюре. Если гость всё это съест, у него заболит живот. Давайте его угостим только теми блюдами, названия которых начинаются на мягкий согласный звук [п’].

Игра «Собери слово»

Я буду произносить слово по звукам: [н], [о], [с]. Вы должны собрать из этих звуков слово нос.(дом, кот, сыр, суп, куст и др.)

«Разложи слово на звуки»

Предлагаются предметные картинки. Картинки: шар, жук, кот, дом, шарф и др. Разложите слово на звуки.

Правила, по которым нужно вместе с ребёнком анализировать слова:

™    Брать для анализа слова, произношение которых совпадает с написанием, не рекомендуется брать слова с буквами е, ё, ю, я, ь;

™    Выделяя последовательно звуки в слове, научите ребёнка интонационно подчёркивать, последовательно протягивать каждый звук в слове. Например, слово «сон».

Сссссон – первый звук [с]

Сооооон – второй звук [о]

Соннннн – третий звук [н]

Тренировка в подборе слов для анализа и синтеза

Какие слова вы возьмёте для анализа, какие нет? Почему?

Лёва, школа, суп, пенал, дуб, парта, сыр, Маня, коза, яма, дом, козы, конь, Маша.

Итог практикума

Играйте с детьми легко, с радостью. Живите в мире звуков вместе с ребёнком, воспитывайте у него особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимыеприемущества при дальнейших занятиях в школе.

Список литературы

Валеева В.З. К чтению через игры со звуками. Журнал «Логопед» № 8/2012г с. 81

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 1993.

Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 1992.

Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Кн. Для родителей, учителей нач.классов и логопедов, 5-е изд. М., 2002.

Презентация «Логопедические игры» Автор: Дедловская Т.Н.

Логопедический Портал – LogoPortal.ru Раскраска на гласные звуки. Автор: Костина Ирина Васильевна

 

 

18 января 2017 года

состоится конкурс чтецов «Новогодний калейдоскоп».

В конкурсе могут принять участие дети старшего дошкольного возраста.

Подробную информацию о конкурсе можно получить у учителя-логопеда

 

или воспитателей группы.

 

 

Утверждаю

Заведующая МКДОУ детский сад

 № 1 «Берёзка»

_________________  Рудых В.П.

«_____» _____________     2016 г

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Годовой план работы учителя-логопеда МКДОУ детский сад № 1 «Берёзка», Жучёвой Натальи Владимировны, на 2016-2017 уч. год

Цель – развитие общей коммуникативно-речевой культуры. Достижение позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

Задачи:

- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;

- своевременное предупреждение возникновения нарушений чтения и письма у воспитанников ДОУ;

- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;

- реализация специальной программы  дошкольного образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников с нарушением речи;

- интеллектуальное и личностное развитие детей с нарушением речи с учётом индивидуальных особенностей;

- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей);

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением речи, а также профилактики речевых нарушений;

- организация взаимодействия всех субъектов коррекционно-образовательного процесса с целью реабилитации детей с нарушением речи;

-проведение систематической работы по самообразованию: изучение специальной литературы, изучение инновационных технологий в преподавании логопедии, участие в работе методических объединений учителей-логопедов.

Основные направления, содержание работы

Сроки

1.Диагностико-аналитическая деятельность

1.

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

5.

 

6.

Обследование детей с целью определения уровня речевого развития, предупреждения речевых нарушений, выявления детей с речевой патологией.

Сбор медицинских и педагогических сведений о развитии детей.

Составление списка воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи.

Направление родителей с детьми на консультацию к специалистам поликлиники для уточнения диагноза (по необходимости).

Итогово – оценочная диагностика. (Оценка эффективности коррекционного воздействия, определение уровня речевой готовности детей к школьному обучению).

Сентябрь

 

 

Сентябрь

Май

Сентябрь

 

В течение года

 

 

Май

2.Организационная работа

1.

 

 

 

 

 

 

2.

Оформление и ведение документации:

- заполнение речевых карт;

- ведение журнала учета посещаемости;

- ведение журнала первичного обследования детей;

- составление и утверждение  графика работы;

- составление и утверждение циклограммы  деятельности и др.;

 Организация коррекционно– логопедической работы:  

 -  составление и утверждение перспективного плана работы на каждую группу детей в соответствии с речевым диагнозом;

 -  составление индивидуальных маршрутов работы с детьми;                          

В течение года

 

 

 

 

 

Сентябрь

 

3.     Коррекционно-развивающая деятельность

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

  Проведение коррекционно-логопедических занятий с детьми с ОВЗ групп компенсирующей направленности (фронтальных, подгрупповых и индивидуальных);

         - заполнение индивидуальных тетрадей детей; 

        - ведение тетради взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей группы;

 

Конкурс чтецов «Новогодний калейдоскоп»

 

Конкурс чтецов, посвящённый дню Победы

 

Творческий проект «Книга своими руками»

 

Праздник «Путешествие будущих первоклассников»

Сентябрь

 

 

 

 

 

 

 

Январь  (3 нед.)

 

Февраль (3 нед.)

В теч.года

 

Апрель

4.Консультативно-методическая работа с педагогическими кадрами

 1.

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

5.

 

 

 

 

6.

 

7.

 

8.

 

9.

 

Доведение до сведения воспитателей и специалистов результатов логопедического обследования;

Заседание Психолого-педагогического консилиума по зачислению детей в группы компенсирующей направленности.

Заседание Психолого-педагогического консилиума «О переводе и/или выпуске детей из групп компенсирующей направленности».

Совместное планирование и координирование работы по развитию речи в группах компенсирующей направленности;

Консультативно – методическая работа (по собственной инициативе и по запросам педагогического коллектива);

(использование схем, развитие фонематического слуха, подготовка руки к письму, развитие пространственных представлений и др.)

Практикум по проведению занятий по подготовке к обучению грамоте (взаимопосещение занятий).

Самоанализ и анализ проведённых занятий по подготовке к обучению грамоте.

 Круглый стол: «Итоги работы по подготовке к обучению детей грамоте».

Круглый стол с учителями МКОУ Сош № 1

 

Сентябрь

 

 

Сентябрь

 

В течение года

 

 

В теч.года

 

 

 

В теч.года

 

 

Сентябрь (4-ая нед.)

Май

 

Май

 

Май

5.Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников ДОУ

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

6.

 

 

 

7.

Доведение до сведения родителей результатов логопедического обследования.

Индивидуальное консультирование (по запросам родителей и по тематике логопеда).

Консультации по теме: «Речевая подготовка детей к обучению в школе» (подготовительная к школе группа)

Консультации по теме: «Итоги подготовки детей к школе» (подготовительная к школе группа)

Консультация-практикум по теме: «К чтению через игры со звуками» (старшая группа).

Анкетирование:

- «Ознакомительная»

          - Изучение удовлетворенности родителей проведенной коррекционно – образовательной работой».

Выставки:

         - «Выставка работ по мелкой моторике»

Буклеты (памятки)на различные темы

Размещение стендовой информации (папки)

Сентябрь, май

В течение года

1 раз в квар.

Сентябрь

Октябрь

 

Апрель

 

Январь

 

 

 

 

Ноябрь

 

Октябрь

 

6.Профессиональное совершенствование

 

Тема: Повышение эффективности работы с родителями через использование различных форм взаимодействия

1.     Знакомство со специальной литературой по данному вопросу, практическое применение накопленной информации

В течение года

7.Организация предметно-развивающей среды логопедического кабинета

 

Пополнение развивающей среды логопедического кабинета:

- изготовление пособий;

- приобретение новых методических пособий и др.

В течение года

 

                                            Учитель-логопед                     Н.В.Жучёва

 

Объявление

4 мая в детском  саду  был проведён  конкурс  чтецов, посвящённый Дню Победы.

Поздравляем всех участников!!!

 

 

 

Утверждаю

Заведующая МКДОУ детский сад

 № 1 «Берёзка»

_________________  Рудых В.П.

«_____» _____________     2016 г

 

Положение о проведении конкурса чтецов, посвящённого Дню Победы

в ДОУ среди детей старшего возраста

Организаторы конкурса: учитель-логопед, музыкальный руководитель.

Участники конкурса: воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста.

Жюри конкурса: специалисты ДОУ, воспитатели

Цели и задачи конкурса:

1. Воспитание у детей чувства патриотизма и любви к Родине;

2. Содействие творчески одарённым детям в раскрытии талантов;

3. Организация досуга детей, вовлечение их в творческую деятельность;

4. Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;

5. Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

6. Развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

Условия проведения конкурса:

Участники представляют на конкурс стихотворение соответственно тематике.

Критерии:

1. Соответствие произведения тематике конкурса;

2. Исполнительское мастерство: артистизм, соблюдение средств выразительного чтения для реализации художественного замысла (логическое ударение, темп, интонация).

Сроки проведения конкурса:

Конкурс состоится 4 мая в 9-30 в музыкальном зале МКДОУ детский сад № 1 «Берёзка»

Подведение итогов и награждение:

По решению жюри лучшие исполнители, занявшие первые места, награждаются дипломами. Все участники конкурса награждаются грамотами за участие.

 

 

Родители вместе с детьми приняли участие в

проекте«Времена года. 2-ая часть ЗИМА».

Родители вместе со своими детьми составили рассказ и дополнили рассказ иллюстрацией.

Цель: активизация словаря по теме, развитие связной речи.

Спасибо семьям:

Ильина Егора

Романенко Валеры

Таюрской Даши

Попова Кости

Хохрякова Владислава

Шестакова Ромы

 

Коношанова Артёма

20 февраля в ДОУ проходил конкурс чтецов, посвящённый

Дню Защитника Отечества.

 

В конкурсе приняли участие дети старшей и подготовительной к школе группы. Победители и участники конкурса награждены грамотами и сладкими призами.

Положение о проведении конкурса чтецов, посвящённого Дню Защитника Отечества в ДОУ

Организаторы конкурса: учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели группы.

Участники конкурса: воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста.

Жюри конкурса: специалисты ДОУ

Цели и задачи конкурса:

1.     Воспитание у детей чувства патриотизма и любви к Родине;

2.     Содействие творчески одарённым детям в раскрытии талантов;

3.     Организация досуга детей, вовлечение их в творческую деятельность;

4.     Создание условий для познавательно-речевого развития ребёнка;

5.     Воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям;

6.     Развитие у дошкольников художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений.

Условия проведения конкурса:

Участники представляют на конкурс стихотворение соответственно тематике.

Критерии:

1.     Соответствие произведения тематике конкурса;

2.     Исполнительское мастерство: артистизм, соблюдение средств выразительного чтения для реализации художественного замысла (логическое ударение, темп, интонация).

Сроки проведения конкурса:

Конкурс состоится 20 февраля в 9-30 в музыкальном зале МКДОУ детский сад № 1 «Берёзка»

Подведение итогов и награждение:

 

По решению жюри лучшие исполнители, занявшие первые места, награждаются дипломами и поощрительными призами. Все участники конкурса награждаются грамотами за участие.

Готовимся к школе вместе
Графические диктанты для детей.docx
Microsoft Word документ 80.7 KB

Выставка работ по теме:

Развиваем пальчики - развиваем речь

О необходимости развивать мелкую моторику (движения пальцев рук) крошечного человечка сказано и написано немало.                                        Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией и на протяжении всего младшего дошкольного возраста для стимуляции речи необходимо тренировать пальцы рук ребёнка, совершенствовать и развивать его мелкую моторику.  Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает.                                                                              А как же можно развивать мелкую моторику рук?                                   Развивать мелкую моторику можно не только при помощи пальчиковой гимнастики, а также при помощи выполнения всевозможных интереснейших поделок.                                                                           Очень полезны для мелкой моторики  лепка, аппликация, рисование, вырезывание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.      Лепить можно из пластилина, глины, солёного теста, массы для моделирования и др. При работе с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления, а творческое создание привлекательного для малыша изделия закладывает фундамент самостоятельности и креативности личности.                                                                    Тесто вполне можно использовать вместо пластилина - замечательный материал для лепки! Оно легко мнется, меньше пачкается, и не будет ничего страшного, если ребенок случайно проглотит кусочек. Тонкий, раскатанный пласт теста можно использовать как основу для картины из любого подручного материала - пуговиц, желудей, спичек, круп, веревочек, ниток, проволочек, семечек, веточек и т. д.                                                                                                                    Разминание теста – увлекательное и полезное занятие. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.                                                                                Делается солёное тесто в считанные минуты, может долго храниться в холодильнике в полиэтиленовом пакете и абсолютно безвредно. Рецепт теста прост: перемешайте в миске 1 стакан соли и 1 стакан муки, добавьте столовую ложку растительного масла и пол стакана воды. Хорошенько вымесите тесто и подержите пару часов холодильнике. После этого оно готово к работе.                                                Для аппликаций можно использовать бумагу, газеты, журналы, фольгу и др. Не секрет, что малыши любят рвать бумагу. Но из этого тоже можно извлечь определенную пользу, если время от времени специально выдавать малышу бумагу “на растерзание”. Конечно, мусора будет много, но пользы еще больше. Упражнения с бумагой не только развивают моторику, но и помогают малышу освободиться от накопившегося раздражения, сбросить негативную энергию. Что же можно делать с бумагой? Ее можно мять и снова расправлять, разглаживать ладошкой, рвать на полоски или отщипывать маленькие кусочки. С малышами от полутора лет попробуйте сделать простенькую обрывную аппликацию. Дайте малышу салфетку и покажите, как отрывать от нее по кусочку и клеить на лист смазанной клеем бумаги. Можно вырезать из картона какой-нибудь силуэт, например, тарелочку или животное и клеить бумажные обрывки на него. Собачке можно прилепить пятнышки, тигру – полоски.                                                                                                   Также можно делать аппликации, используя крупу (гречку, горох, фасоль), семена овощей и растений, различный материал.                                                Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин.                         Занятие аппликацией – это, как правило, работа с ножницами. Очень интересный и полезный для развития мелкой моторики вид деятельности, залог нормального развития интеллекта и речи ребенка.   Первые занятия с ножницами — это нарезка кусочков бумаги и «бахрома» (много параллельных надрезов по краю бумаги).           

  Занятие с ножницами становится для малыша одним из любимых. Познакомьте его сами, дайте начало творческому развитию. Процесс разрезания также хорошо влияет на развитие мелкой моторики.      Прежде чем приступить к работе, необходимо приобрести «правильные» ножницы. Для детского творчества существуют специальные безопасные модели. Они легкие и удобные, кончики режущих кромок закруглены, чтобы ребенок в процессе работы не поранился. Есть ножницы с закрытыми пластиком лезвиями. Существуют ножницы для удобства работы даже леворуких детей.                      Независимо от того, с какого возраста начинаете учить ребенка работать с ножницами, сразу объясните правила безопасности.                                Рисовать можно не только карандашами, кисточками, мелками, но и пальчиками. Пальчиковый прием помогает ребенку ограниченно чувствовать материал (гуашь, акварель), её свойства - вязкость, бархатистость. Рисовать можно не только указательным пальчиком, но и всеми по очереди, а ещё и ладошкой. Можно создать какой-либо незамысловатый рисунок.                                                           

Возьмите большой альбомный лист. Положите его на пол или за­крепите вертикально. Приготовьте разноцветные губки для мытья посуды (неиспользованные). Покрасьте вместе с ребенком губку краской (лучше гуашью) и, пока она не высохла, приложите ее к бумаге. Получится отпечаток цвет­ного кирпичика. Из таких кирпичиков на листе бумаги можно создать цветную башню, домик, забор...

Наверняка, ваше воображение и фантазия вашего ребенка помогут найти новые образы.

Поиграйте вместе с детьми в эти интересные игры. Желаем вам творческих успехов!

 

Учитель-логопед                                                      Жучёва Н.В.

 

Стендовая информация для родителей

Развитый фонематический слух – основа правильной речи!

Фонематический слух– это умение различать и узнавать фонемы родного языка.                                                                             Очень часто дети не умеют вслушиваться в речь окружающих, что является  одной   из  причин  неправильного звукопроизношения.                                                                                                           Работа по формированию фонематического восприятия и фонематического слуха начинается с развития слухового  внимания  и  слуховой  памяти.  Ребёнок должен приобрести умение сравнивать свою собственную  речь  с  речью окружающих и контролировать своё произношение, а возраст 4-5 лет является наиболее благоприятным для этого.                                                                                   В  самом  начале эта работа осуществляется на материале неречевых звуков, в процессе специальных  игр  и упражнений

 Игры, задания и упражнения, направленные на восприятие и различение неречевых звуков.

 «Где позвонили?» Для этой игры нужны колокольчик или дудочка. Ребенку завязывают глаза, а взрослый, передвигаясь бесшумно, звонит в разных местах. Ребенок должен показать рукой направление звука.

«Солнце или дождик?» Взрослый берет бубен: «Хорошо гулять в саду, если светит солнце. Ты гуляешь, а я буду весело звенеть в бубен. Услышав стук, скорее иди в дом. Итак, раз-два, раз-два, начинается игра!»

 «Тихо — громко». Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, потом очень громко. Соответственно звучанию, ребенок выполняет разные движения. Например, под тихий звук идет на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бежит.

 «Кто что слышит?» Взрослый за ширмой стучит молоточком, звенит в звонок, трещит трещоткой, играет на дудочке. А ребенок угадывает, каким предметом произведен звук. (Можно заранее ознакомить ребёнка с теми предметами, которые будете использовать)

«Продавец и покупатель». Для этой игры потребуются коробочки из-под киндер-сюрприза. Вначале две, затем больше. Содержимое — различные крупы. Можно взять горох, он перекатывается в коробке громко, и сахар, шуршащий тихо. Покупатель просит продать ему сахар, а продавец предлагает угадать, в какой из коробочек он находится. Коробочки не открываются, а просто встряхиваются.

«Узнай по звуку». Ребёнок становятся спиной к взрослому, который производит разные шумы: перелистывает книгу, рвет или мнет лист бумаги, ударяет предметом о предмет, подметает, режет. Ребёнок на слух определяет то, что издаёт звук.

«Найди игрушку». Ребенок отворачивается, взрослый прячет игрушку. Малыш должен найти ее, ориентируясь на громкость хлопков взрослого: чем ближе к игрушке, тем сильнее хлопки. Соответственно, чем дальше от игрушки, тем тише хлопки взрослого.

Игра «Послушай, о чем говорит улица»,

Игра «Послушай звуки комнаты, дома»

Игра «Звуки леса»

Определить на слух направление звука, источник которого расположен справа - слева – сзади – спереди.

Игра «Жмурки с погремушкой». Ребёнок закрывает глаза, а взрослый берёт в руки погремушку и перемещается с ней по комнате. Ребёнку необходимо определить местоположение взрослого.

Игра «Узнай, где звучит». Обратить внимание ребёнка на какой-либо шум. Определить, где звучит.

Игра «Колокольчик» - Члены семьи передают за спиной колокольчик, ребенок должен угадать, за чьей спиной звучит колокольчик.

Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание игрушек, предметов, музыкальных инструментов.

Различение и воспроизведение звуков, издаваемых тихо - громко, далеко -близко

Игра «Барабан». Ребенок отыскивает спрятанный предмет, ориентируясь на силу ударов барабана.

Игра «Зайчики». Взрослый каким-либо предметом издаёт громкие и тихие звуки. Ребёнок должен определить принадлежность громких и тихих звуков большому и маленькому зайчику (громкие звуки принадлежат большому зайцу, а тихие звуки – маленькому).

Игра «Топ-топ-топ» (в ускоренном и замедленном темпе). Ребёнок должен повторить за взрослым серию ударов, воспроизведённых карандашом, пальцами или каким-либо другим предметом.

Желаем успехов!

          Учитель-логопед                                Жучёва Н.В.